Венчание - это одно из семи Таинств Святой церкви, через него подается особая благодать, которая является освещающей. Это священнодействие, Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божья для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Благодать в таинстве соединяется с видимой стороной. Такие способы подачи благодати установлены самим Господом и совершаются поставленными лицами церковной иерархии священниками или епископами. Вот как говорит об этом Святой Феофан Затворник: "Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному. Естественный союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь... Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству".
Венчание совершается лицами, специально поставленными на это. Церковь отделена от государства. Поэтому сегодня венчание совершается только тогда, когда оформлен брак в ЗАГСе. Прежде всего, должно быть взаимное согласие жениха и невесты. Не должно быть никакого принуждения к браку. Если во время брака священник видит, что невеста своим поведением опровергает это решение, то ли плачет, то ли еще что-либо, священник должен узнать, в чем причина. Обязательно должно быть благословение на брак родителей, в каком бы возрасте брачующиеся не были, они вступают в брак с их позволения либо с позволения опекунов или попечителей.
Родители имеют больше духовного опыта и ответственности за детей перед Богом. Бывает, что молодежь вступает в брак по легкомыслию молодости, по мимолетному увлечению, поэтому и входят в их семейную жизнь беспорядки и моральные, и человеческие. Часто бывает, что браки долго не сохраняются, так как не было благословения родителей, осмысления и подготовки к жизненному пути, не было глубокого осознания великой ответственности не только за себя, но и за свою семью, за свою половину. В Евангелие сказано, что соединяется плоть воедино. Жена и муж - это единая плоть. Счастье, радость и горе пополам. Молодые не могут в полной мере осознать этого, а когда легкомысленно вступают в брак, то повседневная жизнь разочаровывает их, и приходит расторжение брака.
Церковь отказывает в венчании, если, например, человек психически или умственно болен. Не разрешен брак лицам, состоящим в близкой степени родства, и уж, конечно, церковный брак невозможен в случае, если один из венчающихся является атеистом или представителем мусульманской или языческой, нехристианской религии. Мирянам разрешают три раза венчаться, а уже четвертое венчание не разрешается. Такие браки признаются недействительными. Не должны приходить венчаться в пьяном виде.
Часто задают вопрос о беременности, она не является препятствием к браку. Многие приходят за благословением перед родами. А затем приходят в храм с младенцами, чтобы причастить, и воспитать их в православной вере. При храме есть воскресная школа. В 10 лет у ребёнка уже видны плоды нашего воспитания. Заявление желательно делать заранее. Сейчас обручение и само Таинство венчания совершаются вместе, в один день. Поэтому у нас обычно записываются за месяц, за две недели. Это нужно для того, чтобы молодые правильно подготовились к священному браку. Исповедали грехи, покаялись, причастились, духовно очистились для нового периода своей жизни. Долг церкви - принять покаяние и очищение от прежних грехов.
Обычно венчание совершаются после литургии, в середине дня, но не вечером. Это может быть понедельник, среда, пятница или воскресенье. Не совершается венчание накануне поста, в пост, в Великие дни.
Белое платье - все светлое в церкви является символом святости, чистоты. На Таинство нужно одеть всё самое красивое. Белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, также символизируют чистоту брака. У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
Раньше из дому брали две иконы - Спасителя и Божией Матери, теперь редко в каких домах они есть.
Пламя свечей в руках молодых символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу. Еще необходимы обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе, серебряное - подо6ие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца кладутся на престол перед обручением, а потом надеваются на пальцы супругов, и совершается обручение кольцами.
При венчании желательно, чтобы были свидетели. Они должны придерживать венцы на головах венчающихся. Венцы - это знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту. Являясь символом царской власти, они же и символ единения мужа с женой. Раньше в первый век христианства был обычай носить эти венцы еще восемь дней, не снимая, родители тоже должны присутствовать. Они молятся Богу, ведь в Таинстве не только священники обращаются к Богу в своих молитвах, но и все присутствующие в храме.
Венчающихся обычно поздравляют родители. Благословляют иконой, которая сохранилась с их венчания, затем они передают ее молодым, когда они идут венчаться. Если родители не венчались, то приобретают иконы в церкви. Эти иконы приносятся в храм, возлагаются на престол и после венчания священник благословляет этими иконами. Обычно это иконы Спасителя или Божьей матери. Еще чтится икона Святого Николая.
В православии много покровителей Священного брака. Деторождение и брак считались священными, так как ждали пришествие Миссии, Спасителя мира, а бездетные семьи считались наказанными от Бога. Многодетные семьи, наоборот, считались благословленными Богом. Иногда Господь испытывает людей, а после молитв ниспосылает им ребенка. Например, Захарий и Елизавета - мать и отец Иоанна Пророка Предтечи Крестителя Господня не имели долго детей. Иоким и Иоанна мать и отец Пресвятой Богородицы родили уже в престарелом возрасте. Поэтому мы молимся им как покровителям брака.
Венчающиеся обратившись к священнику за благословением, исповедуются и дальнейшую супружескую жизнь проводят с благословения церкви. Стараются жить по заповедям Божьим. Если возникают какие-то вопросы, то приходят за советом к священнику.
Cуществует второбрачное и третьебрачное венчание. Если жених и невеста уже были венчаны браком, то тогда оно менее торжественно. Но если кто-то из них первый раз венчается, то оно и совершается как обычное, первое.
Расторжение брака совершается по православному закону. В местных соборах есть справка, в которой еще в 1917-1918 гг. принято, что расторжение брачного союза, освещенного церковью, происходит в случаях, когда человек меняет веру; прелюбодействует или имеет противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой, сифилисом. Когда без ведома супруга(и) человек покидает семью и живет отдельно. Осуждение по приговору к наказанию. Посягательство на жизнь супруга(и) или детей, сводничество. Вступление одной стороны в новый брак или неизлечимая, тяжелая душевная болезнь.
К сожалению, это происходит довольно часто. Церковь о расторжении брака бумаг не выдает и для этого не совершается обряд. Если человек хочет заключить новый брак и снова венчаться, в этом случае он обращается к Владыке с письменным заявлением и с указанием причины, по которой был расторгнут предыдущий брак. Владыка рассматривает прошение и выдает ему разрешение. Таинство венчания, Вера в Господа не согласуются с модой или популярностью. Это глубоко личное дело каждого человека - пути Господни неисповедимы. Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христа. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, и жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. Апостол Павел говорит мужьям: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, ... любящий свою жену любит самого себя" А женам говорит: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем". Кто пришел к полному пониманию этих слов, тот идет венчаться.
Чтобы Таинство венчания было осознанным, нужно к нему подготовиться, осознать всю ответственность и всю трудность предстоящей семейной жизни. Жить вместе - это значит всем делиться и быть готовым отдать душу и жизнь за ближнего своего, за свою половину. Так же и Господь отдал себя за Церковь.
В православных храмах венчание не совершается в следующие дни:
1. накануне среды, пятницы и воскресенья (вторник, четверг и суббота) в течение всего года;
2. накануне двунадесятых и великих праздников;
3. в продолжение многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского;
4. в продолжение Святок, а также сплошных седмиц Сырной (Масленицы) и Пасхальной (Светлой);
5. 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня).
6. накануне храмовых праздников (в каждом храме свои)
Православное венчание в церкви
Издревле на Руси каждая молодая пара, вступающая в брак, венчалась в церкви. Тем самым считалось, что отныне супруги становились ответственными перед Богом и церковью. Они давали клятву не нарушать союз, ниспосланный свыше. В православном катехизисе сказано, что брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
В современном обществе молодые люди вправе сами выбирать, стоит ли им венчаться в церкви. Это зависит уже от их непосредственного мироощущения и понимания важности предстоящего события. Ведь церковь гласит, что христианский брак должен быть единственным в жизни двух людей. Согласно церковным канонам недопустимы ни развод, ни второй брак. Если молодая пара настроена на такое развитие отношений, то почему бы и нет?
Итак, если вы решили венчаться, то давайте посмотрим, что и как именно вы должны сделать, чтобы этот великолепный день запомнился вам и вашим родственникам особенно ярко.
Обычно запись на церемонию осуществляется за 2-3 недели до события. Когда вы первый раз придете в Храм, обязательно попросите аудиенции у Батюшки. Вы сможете у него поинтересоваться, как все должно происходить, а также получить разрешение на фото и видеосъемку. По церковным правилам перед тем как венчаться молодым следует соблюсти несколько обрядов, а именно держать пост в течение 7-10 дней, а в день венчания прийти в церковь на причастие. Для совершения обряда понадобятся иконы Спасителя и Божией Матери, которыми благословляют жениха и невесту. У вас также должны быть обручальные кольца, венчальные свечи и белое полотенце, которое будет символизировать чистоту ваших намерений. По русской традиции желательно, если вы сохраните свечи и полотенце на всю жизнь.
Венчание длится от 30 до 50 минут, поэтому имейте это ввиду, когда будете приглашать своих родственников и друзей в Храм. Также подумайте о том, кто именно будет исполнять роль свидетелей, т.к. им все время придется держать над вашими головами венцы. Опускать их ни в коем случае нельзя, можно лишь менять руку, которой вы держите венец. Помните, что свидетели должны быть крещёными и носить нательный крест.
Поручите кому-нибудь из ваших родственников уладить те вопросы, которые могут появиться во время венчания. Например, пусть он оплатит услуги Храма, присмотрит за гостями и напомнит им о том, что головной убор должны одеть только женщины. Также пусть он напомнит вам о том, чтобы вы не забыли в суете свидетельство о браке, которое надо представить в церкви.
Невеста должна прийти в церковь, правильно выбрав платье. Оно не должно быть ярким, темным или красным. Спина, плечи и руки до локтей должны быть закрыты. Если на вас декольтированное платье, не забудьте дополнить его палантином, перчатками и накидкой. Голова также должна быть покрыта фатой или шляпкой. Ни в коем случае не закрывайте лицо - невеста должна быть открыта Богу и жениху.
Перед венчанием получите благословление своих родителей. Если же их не будет на церемонии либо по религиозным причинам они не смогут присутствовать вы должны выбрать посаженных отца и мать, которые перед церковью смогут вас благословить. Единственное ограничение здесь - они должны состоять в браке, но не обязательно друг с другом.
Существует несколько причин, по которым венчание состояться не может: кровное родство, большая разница в возрасте, уже имеющийся церковный брак, если один из молодоженов не крещен или это по счету четвертый и более брак.
Давайте посмотрим, как совершается венчание в церкви. Через Царские Врата священник выходит к жениху и невесте. Держа крест и Евангелие, он трижды благословляет молодых. Во время обручения священник дает новобрачным зажженные свечи, а кольца кладет на престол в алтаре. После чтения молитв кольца одеваются. Для завершения обряда венчания молодые переходят в центр Храма и встают на белое полотенце перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы. Священник спрашивает о согласии молодых соединить свои сердца перед церковью. Украшенные короны (венцы) возносятся на головами новобрачных. К ним подносят чаши с вином, и молодые три раза пьют из них. В конце венчания священник берет руки жениха и невесты и ведет их вокруг аналоя три раза по кругу. Подойдя к иконам у Царских Врат, новобрачные целуют их. Заканчивается венчание целомудренным поцелуем жениха и невесты.
Пройдя вместе этот торжественный момент, молодожены становятся еще ближе друг к другу. Так завершается старинно-русский обряд венчания.
Обратите внимание:
Венчание не совершается:
· в период многодневных постов и Святок;
· накануне церковных праздников;
· по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
· 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня);
· накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои).
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.
Свадебные традиции на Руси
За всю историю развития древней Руси накопилось множество свадебных традиций. Территория государства представляла собой громаднейшее пространство с разными культурами и народностями. Поэтому не удивительно, что каждый народ старался следовать обычаям и традициям, укоренившимся именно на его земле. В славянской истории даже некоторое время существовало многоженство и многомужество. В некоторых местах практиковался пробный брак, когда невеста переселялась к жениху, а свадьбу праздновали после рождения ребенка. Если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе. Невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение.
Молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом в порядке вещей было то, что жених и невеста до своей свадьбы не знали друг друга достаточно хорошо, а зачастую вообще друг друга ни разу не видели. Решение за молодого человека принималось родителями, и ему только сообщалась "его судьба" незадолго до самой свадьбы. В некоторых районах страны, однако, для потенциального жениха было не все так строго. Приглядевший невесту парень должен был, прежде всего, сказать об этом своему отцу. Если он получал от него одобрение, то в дом девушки направляли двух сватов с хлебом.
Вообще свадьбы длились в среднем 3 дня. Иногда они продолжались и по неделе. Но любой свадьбе, конечно, предшествовали так называемые "сговор" и "сватовство". Бывали случаи, когда инициировали свадьбу именно родители будущей невесты. Они засылали в дом к жениху близкого им человека, и тот выступал в роли свата. Если он получал согласие, то будущие родственники приступали к сватовству в обычном порядке. Иногда родители невесты прибегали к хитрости: если их дочь была не особо красива и хороша, они на время смотрин подменяли ее на служанку. Жених не имел права видеть свою невесту до свадьбы, поэтому когда обман все же раскрывался, то брак мог быть расторгнут. Впрочем случалось это очень редко.
В дом к невесте обычно ходили свататься вместе с родственниками. Родителям невесты преподносились различные подарки в виде вина, пива и разных пирогов. По традиции отец невесты некоторое время не должен был соглашаться отдавать свою дочь. Но следуя результатам сговора, в конце концов он благословлял ее на свадьбу. Уговор между семьями происходил так: перед тем как подписать бумагу о подробностях предстоящего торжества, родители усаживались напротив друг друга и некоторое время молчали. В договоре также указывалось приданое, отдаваемое вместе с невестой. Обычно оно состояло из вещей невесты, разных мелочей для дома и если позволял достаток, то и денег, людей и некоторой недвижимости. В том случае, если невеста происходила из бедной семьи, то жених был обязан передать родителям невесты определенную сумму денег для создания видимости приданого.
Накануне свадьбы в домах жениха и невесты устраивались соответственно мальчишник и девишник. На мальчишник отец или брат жениха созывали многочисленных друзей. В качестве "зватых" они ходили по домам с подарками и приглашали на мальчишник.
На девишнике невеста готовилась к предстоящей свадьбе: подружки заговаривали злых духов. Нередко невеста причитала, прощаясь с родной семьей и девичьей долей, страшась неизвестного будущего в чужой семье. Иногда подруги невесты исполняли хоровые песни.
Во время венчания в церкви жених был обязан держать невесту за руку и не выпускать ее. С собой у них было хлебное вино, которое священник три раза давал испить молодым. После третьего раза жених бросал о пол бокал с вином и топтал его ногами. Далее по одной традиции молодые не спешили к столу, а расходились по домам - каждый обедал у себя. Получив последнее благословение родителей, жених ехал к невесте. Вот тогда и начинались свадебные игры. Чтобы получить невесту, жених платил выкуп, после чего несколько раз хлестал девушку плетью, чтобы отныне слушалась мужа. С этого момента празднество перемещалось в дом жениха.
По другой традиции в первый день пиршества свадебный обед проводился в доме невесты. Молодые практически ничего не должны были есть и пить. На второй день свадьба переезжала в дом жениха. На третий день уже невеста хвасталась своим мастерством готовить и угощала гостей своими пирогами.
Накануне или утром в день торжества сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что нечистые силы наносят порчу на тот дом, где празднуют свадьбу. Поэтому первую ночь молодожены никогда не спали внутри самого дома. Обычно для этого они использовали сенник.
Вот примерно так происходила старинная русская свадьба. Некоторые традиции сохранились до сих пор и в разных вариациях успешно используются по сей день.